Необязательно тратить годы разработки и большое количество денег, чтобы создать какую-то корпоративную программу для упрощения процессов. Например, систему учёта продаж или аналитики. Можно пойти более простым и, как ни странно, выгодным путём — купить необходимое программное обеспечение по SaaS-модели.
В статье мы расскажем, зачем использовать SaaS-решения и какие преимущества и недостатки у них есть по сравнению с традиционной внутренней разработкой. Если нет времени вникать в тонкости и технические детали, переходите в последний раздел — в нём собрали главную информацию.
Что такое SaaS и как это работает
Software-as-a-Service, или в дословном переводе «программное-обеспечение-как-услуга» — это модель предоставления ПО по подписке, при которой компания получает доступ к стороннему сервису через браузер или API и может использовать его в своих целях. При этом за работоспособностью ПО следит компания-продавец. Всё, что нужно от пользователя, — оплачивать подписку.
API — это программный интерфейс, который позволяет двум приложениям или сайтам обмениваться информацией друг с другом. Если хотите больше узнать про работу через API-интеграции, читайте нашу статью «Как банковское Open API упрощает разработку и внедрение новых продуктов».
Проще говоря, компания оплачивает подписку на программу, получает к ней доступ и полноценно интегрирует её в работу всей компании — от главного офиса до сети филиалов.
Пример. Сервис проката автомобилей планирует масштабировать бизнес и открыть новые точки в разных районах города. Для этого компании нужна система финансового учёта, но на разработку собственной не хватает времени и квалифицированного персонала. В этом случае компании проще купить подписку на систему финансового учёта и не тратить время на разработку собственной.
Почему компаниям выгодно использовать SaaS-услуги
Причин несколько — от быстрого развёртывания до профессиональной технической поддержки. Рассказываем подробно о каждой.
Не нужно разрабатывать собственные сервисы и приложения
Всё, что требуется от компании — выбрать необходимый продукт, оплатить подписку и интегрировать его. Дальше за работоспособность системы будет отвечать компания-поставщик.
В случае с собственной разработкой компании придётся нанимать штат программистов, тратить несколько месяцев на создание программы и потом донастраивать её после интеграции. Кроме того, в будущем придётся тратиться на содержание серверов и выплату зарплат другим специалистам. В случае с SaaS все эти затраты ложатся на поставщика — они уже учтены в цене подписки.
Дмитрий Матюхин, менеджер по продукту ActiveCloud: Преимущества SaaS в том, что компания не ограничена сценариями использования сервисов — и при необходимости может как увеличить объем потребления сервисов, так и уменьшить его. В каком-то смысле можно описать SaaS как модель перекладывания всех «болей» по увеличению объёма и мощностей инфраструктуры в сторону компании-провайдера.
Можно сэкономить на содержании инфраструктуры
Дело в том, что при работе на собственной IT-инфраструктуре придётся докупать новые мощности и дополнительное ПО по мере масштабирования компании. Ведь точек использовании программного обеспечения становится больше — значит, и ресурсов они требуют тоже больше.
Увеличивать количество серверов — дорого. Ведь один приличный сервер обойдётся примерно в 700 тыс. руб., не считая затрат на настройку, подключение и обслуживание. Проще купить подписку на SaaS и получать столько мощностей, сколько нужно.
А ещё в облачных сервисах можно платить только за тот функционал и пространство, которые необходимы компании в данный момент.
Пример. Небольшая логистическая компания решает масштабироваться и для этого открывает филиалы в разных городах России. Одна из задач масштабирования — нанять новых сотрудников, а потом вести бюджет на зарплаты, считать количество отработанных часов и планировать их отпуск.
Эти задачи можно автоматизировать, если разработать специальные программы. Но на это уйдёт много времени, денег и пространства на серверах. Поэтому логистическая компания идёт других путем — внедряет в компанию 1С-систему для управления персоналом, в которой уже есть всё необходимое для работы с сотрудниками.
В результате компания экономит время и деньги на разработке собственной инфраструктуры. С мощностями также не возникнет проблем, потому что их можно докупить при необходимости.
Дмитрий Матюхин, менеджер по продукту ActiveCloud: Инфраструктура имеет свойство изнашиваться и требовать дорогостоящей замены, поставка которой в текущих условиях может затянуться. Что касается технических специалистов, то и они могут меняться или у них может не хватать компетенций для обслуживания сервисов. А смысл SaaS в том, что за относительно небольшие вложения компания получает полностью готовый сервис для работы, при этом исключая для себя все вышеперечисленные риски.
Можно быстро развернуть и запустить
SaaS можно подключить и настроить удаленно. Для этого даже не придётся вызывать специалистов — нужно только купить подписку. А потом компания-поставщик за несколько часов установит всё так, чтобы сотрудники могли пользоваться новым ПО.
Пример. Компания продаёт автозапчасти в нескольких розничных магазинах в разных городах. Чтобы увеличить доходы и собрать большую клиентскую базу, она решила запустить свой собственный маркетплейс. Для этого она купила готовый макет маркетплейса по модели SaaS, добавила туда товары с учетом разных городов и подключила оплату банковскими картами.
В итоге менее чем за неделю компания смогла запустить интернет-магазин и начать принимать заказы из разных регионов. А когда она откроет новый магазин, то просто подключит его базу к SaaS-платформе.
Не нужно работать над обновлениями
SaaS-платформы обновляются автоматически. И когда поставщик услуг загружает обновление на сервер, функционал автоматически обновится на компьютерах сотрудников — причём во всех, будь они в Москве или Баден-Бадене. При этом все баги и неисправности будет исправлять поставщик.
Пример. Если в предыдущей версии была какая-то ошибка при выгрузке отчётов, поставщик услуг быстро её исправит и загрузит новое обновление. При этом платформа моментально переустановится у сотрудников, и они продолжат ей пользоваться.
Обычное разработанное ПО тоже обновляется автоматически через сервер. Но искать баги и уязвимости, а потом исправлять их придётся самостоятельно — а это лишние деньги на тестировщиков и лишнее время программистов и проджект-менеджер.
Можно положиться на поддержку со стороны компании-разработчика
Поставщик отвечает за настройку сервиса со своей стороны. А также отвечает за сохранность данных, работоспособность ПО и выпуск обновлений. Техподдержка сервиса решает любые вопросы и часто помогает компаниям обучать сотрудников работе с ПО.
Дмитрий Матюхин, менеджер по продукту ActiveCloud: Доверять SaaS решениям абсолютно безопасно. Поставщики SaaS-решений сами заинтересованы не только в том, чтобы их сервисы соответствовали ожиданиям клиентов по функционалу, но и в том, чтобы клиент не задумывался о таких важных аспектах, как бесперебойность работы и безопасность. Ведь базовые запросы безопасности — это то, что компаниям-заказчикам необходимо в первую очередь, но обеспечивать это самостоятельно проблематично. Поэтому поставщик принимает эту «головную боль» на себя.
В случае с самописным ПО следить за сохранностью данных и обучать сотрудников придётся самостоятельно. А если решите масштабировать решение и написать обучение, на это уйдёт много времени, человеческих ресурсов и, возможно, даже денег.
Никита Черняков, руководитель отдела развития облачных технологий и сервисов компании Axoft: Поставщики SaaS-решений разворачивают их у крупных облачных провайдеров, которые имеют ЦОДы уровня TIER III (обеспечивающие доступность на уровне 99,9% и выше), системы физической и информационной безопасности, штат квалифицированных и узкоспециализированных специалистов. ЦОДы, как правило, могут подтвердить свою безопасность и надежность различными сертификатами (PCI DSS, ISO, ФСТЭК, ФСБ и т.д.). Поэтому при выборе поставщика остаётся уточнить, где именно развернут SaaS-сервис и как обеспечивается безопасность и надежность.
А в банковских SaaS-решениях надёжности еще больше. Ведь банку вдвойне важно следить за серверами, иначе его могут лишить лицензии. И если банк будет нарушать принципы конфиденциальности или недостаточно следить за состоянием серверов, его деятельность приостановят, пока тот не исправит проблемы.
О том, насколько безопасны банковские SaaS-решения, мы рассказывали в статье «Как устроен BaaS изнутри и насколько безопасно доверять бизнес чужой инфраструктуре». Почитайте, если хотите внедрить банковские продукты по открытому API, но не решаетесь из-за сомнений в надежности и безопасности таких решений.
У SaaS есть один недостаток — ограниченный функционал
Дело в том, что из SaaS-платформы невозможно выжать функционала больше, чем изначально в нее заложил поставщик. Поэтому добавить какой-то дополнительный инструмент не получится — скорее всего, придётся покупать подписку на дополнительную SaaS-услугу.
Пример. Если компания пользуется SaaS-сервисом по управлению персоналом и хочет внедрить в него собственную функцию для фиксации работы сотрудников, сделать это вряд ли получится из-за различий приложений с технической точки зрения.
Аренда чужой инфраструктуры — не всегда лучший выбор. Например, если компания уверена в развитии нового направления и инвестирует в долгий срок, то ей выгоднее сделать собственную инфраструктуру, чем арендовать готовый продукт и инфраструктуру.
Дело в том, в перспективе десятков лет компания заплатит за аренду больше, чем за создание собственной инфраструктуры. А внести персональные изменения в арендные сервисы и гибко настроить их под свои растущие потребности не сможет.
Как происходит интеграция SaaS-решений
Интеграция происходит в четыре этапа:
-
Анализ и аудит бизнес-процессов, планирование и подготовка внедрения.
-
Выбор провайдера облачных технологий.
-
Внедрение технологий и обучение сотрудников.
Подробнее об этапах интеграции рассказывали в статье «Как облачные технологии обеспечивают бесперебойное масштабирование бизнеса». Почитайте, если интересно узнать техническую и процессуальную сторону интеграции SaaS-программ в работу компании.
Дмитрий Матюхин, менеджер по продукту ActiveCloud: От компании-заказчика нужно лишь понимание того, какой продукт или сервис им необходим. Как правило провайдеры оказывают полное сопровождение переноса сервисов клиента, поэтому каких-то подводных камней или особенностей нет. А оказавшись в мультитенантном сервисе, компании придётся потратить немного времени на корпоративную кастомизацию своей подписки, если такое возможно.
О SaaS за 30 секунд
-
Software-as-a-Service, или в дословном переводе «программное-обеспечение-как-услуга» — это модель предоставления ПО по подписке, при которой компания получает доступ к стороннему сервису через браузер или API и может использовать его в своих целях. При этом за работоспособностью ПО следит компания-продавец. Всё, что нужно от пользователя, — оплачивать подписку.
-
SaaS выгоден компаниям, потому что избавляет от необходимости разрабатывать собственное ПО и содержать на собственных серверах, быстро обновляется, позволяет выбирать функционал, поддерживается компанией-поставщиком и обеспечивает высокую безопасность.
-
У SaaS есть и один недостаток — недостаточно гибкий функционал. Дело в том, что из SaaS-платформы невозможно выжать функционала больше, чем изначально в нее заложил поставщик. Поэтому добавить какой-то дополнительный инструмент не получится — скорее всего, придётся покупать подписку на дополнительную SaaS-услугу.