На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Журнал про дело

9 подписчиков

Что грозит бизнесу за спам-звонки

Спам-звонки уже давно стали массовым и раздражающим явлением. Действительно ли они приносят пользу бизнесу или только напрягают потенциальных клиентов? И какое наказание грозит спамерам?

Что такое спам-звонки

Спам-звонки — обзвоны людей без их предварительного согласия с целью прорекламировать товар или услугу.

Они уже стали распространенной проблемой: количество выявляемых и блокируемых спам-звонков в первой половине 2023 года увеличилось на 40% среди абонентов «Мегафона» по сравнению с тем же периодом 2022 года.

Чаще всего спам-звонки поступают из финансовых и инвестиционных компаний. Из-за развития технологий массовые звонки стало проще автоматизировать, поэтому абонентам могут звонить и роботы, и реальные люди.

  • Под роботами подразумевается воспроизведение заранее записанных фраз с паузами для комментариев.

  • Либо звонками занимаются операторы кол-центров — реальные люди, которые предлагают записаться на прием, приобрести недвижимость или взять одобренный кредит.

Как пожаловаться на спам-звонки

Прекратить спам-звонки можно через Федеральную антимонопольную службу. Для начала следует отправить жалобу оператору мобильной связи, а если это не помогло — самой ФАС.

Жалоба на оператора

На сайте ФАС можно отправить жалобу пятерым операторам связи: МТС, «Билайну», «Мегафону», Tele2 и Yota.

  1. Сначала нужно проверить договор на оказание услуг мобильной связи — часто там указывается, что абонент согласен на получение рекламных сообщений.

  2. Далее следует проверить правила или условия оказания услуг связи: оператор обязан разместить их на своем официальном сайте.

  3. Если в этих документах указано согласие на получение рекламы, пользователь может обратиться к оператору с просьбой прекратить спам от конкретной компании. Оператор обязан бесплатно остановить рассылку рекламных сообщений или поступление звонков.

Заявление в ФАС

Если по какой-то причине спам от компании, на которую была подана жалоба оператору, не прекратился, по закону можно обратиться в ФАС с заявлением.

Человек должен показать копию обращения к оператору мобильной связи, скриншоты рекламных сообщений или запись спам-звонков, детализацию по номеру, копию договора с оператором, согласие на раскрытие тайны связи в письменной форме и на получение доступа ФАС к сведениям о сообщениях пользователя.

Как видите, это долгий и трудоемкий процесс. Поэтому чаще всего люди пользуются определителями номера или автоответчиками, которые могут блокировать спамеров или «общаться» с ними вместо абонента.

Что сейчас грозит компаниям за спам-звонки

В России закон запрещает рекламировать что-либо без предварительного согласия потребителя.

Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата , если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

За нарушение закона рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем можно получить административный штраф:

  • на граждан — от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;

  • на должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. рублей;

  • на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Некоторые спам-звонки нарушают закон о персональных данных, ведь спамеры могли получить номера телефонов незаконно, используя «слитые» базы данных.

Обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора этих данных, может привести к административному штрафу:

  • на граждан — от 2 тыс. до 6 тыс. рублей, а при повторном правонарушении — до 12 тыс. рублей;

  • на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, при повторном нарушении — до 50 тыс. рублей;

  • на юридических лиц — от 60 тыс. до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении — до 300 тыс. рублей.

Кроме того, спам-звонки — не самый эффективный для бизнеса способ рассказать о своих услугах. Кажется, что это дешевый и удобный формат: не надо распечатывать флаеры, придумывать рекламную концепцию, платить за показы в интернете.

В итоге спамеры звонят по всем номерам базы и не сегментируют аудиторию, поэтому обращаются к людям, которые не заинтересованы в рекламном предложении. Более половины людей испытывают серьезное неудобство и сильное раздражение из-за спам-звонков. Поэтому со временем потенциальные клиенты начнут ассоциировать навязчивую компанию со спамом и не захотят обращаться туда, когда им реально понадобится соответствующая услуга.

##telegramm_banner##

Что может измениться в наказании за спам-звонки

Недавно правительство РФ поддержало проект закона о штрафах за спам-звонки, но предложило его доработать. Предполагается, что незаконное распространение рекламы по сетям электросвязиприведет к наложению штрафа:

  • на граждан — от 10 до 20 тыс. рублей;

  • на должностных лиц — от 20 до 100 тыс. рублей;

  • на юрлиц — от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Коротко о главном:

  1. Из-за развития технологий массовые звонки стало проще автоматизировать. В том числе поэтому с каждым годом спам-звонков становится всё больше.

  2. На спамящие компании можно пожаловаться на сайте ФАС: сначала оставить жалобу оператору связи, а если это не поможет — обратиться с заявлением в ФАС.

  3. Спам-звонки приносят бизнесу больше вреда, чем пользы. Спамеры не сегментируют аудиторию, поэтому попадают на людей, которые совершенно не заинтересованы в их рекламном предложении. Как итог — люди испытывают раздражение и не хотят обращаться к компании-спамеру в дальнейшем.

  4. Сейчас за спам-звонки можно получить штраф до 500 тыс. рублей, но в правительстве РФ обсуждают возможность повысить штраф до 1 млн рублей.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх