Спам-звонки уже давно стали массовым и раздражающим явлением. Действительно ли они приносят пользу бизнесу или только напрягают потенциальных клиентов? И какое наказание грозит спамерам?
Что такое спам-звонки
Спам-звонки — обзвоны людей без их предварительного согласия с целью прорекламировать товар или услугу. Они уже стали распространенной проблемой: количество выявляемых и блокируемых спам-звонков в первой половине 2023 года увеличилось на 40% среди абонентов «Мегафона» по сравнению с тем же периодом 2022 года.
Чаще всего спам-звонки поступают из финансовых и инвестиционных компаний. Из-за развития технологий массовые звонки стало проще автоматизировать, поэтому абонентам могут звонить и роботы, и реальные люди.
Под роботами подразумевается воспроизведение заранее записанных фраз с паузами для комментариев.
Либо звонками занимаются операторы кол-центров — реальные люди, которые предлагают записаться на прием, приобрести недвижимость или взять одобренный кредит.
Как пожаловаться на спам-звонки
Прекратить спам-звонки можно через Федеральную антимонопольную службу. Для начала следует отправить жалобу оператору мобильной связи, а если это не помогло — самой ФАС.
Жалоба на оператора
На сайте ФАС можно отправить жалобу пятерым операторам связи: МТС, «Билайну», «Мегафону», Tele2 и Yota.
-
Сначала нужно проверить договор на оказание услуг мобильной связи — часто там указывается, что абонент согласен на получение рекламных сообщений.
-
Далее следует проверить правила или условия оказания услуг связи: оператор обязан разместить их на своем официальном сайте.
-
Если в этих документах указано согласие на получение рекламы, пользователь может обратиться к оператору с просьбой прекратить спам от конкретной компании. Оператор обязан бесплатно остановить рассылку рекламных сообщений или поступление звонков.
Заявление в ФАС
Если по какой-то причине спам от компании, на которую была подана жалоба оператору, не прекратился, по закону можно обратиться в ФАС с заявлением.
Человек должен показать копию обращения к оператору мобильной связи, скриншоты рекламных сообщений или запись спам-звонков, детализацию по номеру, копию договора с оператором, согласие на раскрытие тайны связи в письменной форме и на получение доступа ФАС к сведениям о сообщениях пользователя.
Как видите, это долгий и трудоемкий процесс. Поэтому чаще всего люди пользуются определителями номера или автоответчиками, которые могут блокировать спамеров или «общаться» с ними вместо абонента.
Что сейчас грозит компаниям за спам-звонки
В России закон запрещает рекламировать что-либо без предварительного согласия потребителя.
Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата , если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.За нарушение закона рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем можно получить административный штраф:
на граждан — от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;
на должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. рублей;
на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Некоторые спам-звонки нарушают закон о персональных данных, ведь спамеры могли получить номера телефонов незаконно, используя «слитые» базы данных.
Обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора этих данных, может привести к административному штрафу:
на граждан — от 2 тыс. до 6 тыс. рублей, а при повторном правонарушении — до 12 тыс. рублей;
на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, при повторном нарушении — до 50 тыс. рублей;
на юридических лиц — от 60 тыс. до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении — до 300 тыс. рублей.
Кроме того, спам-звонки — не самый эффективный для бизнеса способ рассказать о своих услугах. Кажется, что это дешевый и удобный формат: не надо распечатывать флаеры, придумывать рекламную концепцию, платить за показы в интернете.
В итоге спамеры звонят по всем номерам базы и не сегментируют аудиторию, поэтому обращаются к людям, которые не заинтересованы в рекламном предложении. Более половины людей испытывают серьезное неудобство и сильное раздражение из-за спам-звонков. Поэтому со временем потенциальные клиенты начнут ассоциировать навязчивую компанию со спамом и не захотят обращаться туда, когда им реально понадобится соответствующая услуга.
Что может измениться в наказании за спам-звонки
Недавно правительство РФ поддержало проект закона о штрафах за спам-звонки, но предложило его доработать. Предполагается, что незаконное распространение рекламы по сетям электросвязиприведет к наложению штрафа:
на граждан — от 10 до 20 тыс. рублей;
на должностных лиц — от 20 до 100 тыс. рублей;
на юрлиц — от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Коротко о главном:
-
Из-за развития технологий массовые звонки стало проще автоматизировать. В том числе поэтому с каждым годом спам-звонков становится всё больше.
-
На спамящие компании можно пожаловаться на сайте ФАС: сначала оставить жалобу оператору связи, а если это не поможет — обратиться с заявлением в ФАС.
-
Спам-звонки приносят бизнесу больше вреда, чем пользы. Спамеры не сегментируют аудиторию, поэтому попадают на людей, которые совершенно не заинтересованы в их рекламном предложении. Как итог — люди испытывают раздражение и не хотят обращаться к компании-спамеру в дальнейшем.
-
Сейчас за спам-звонки можно получить штраф до 500 тыс. рублей, но в правительстве РФ обсуждают возможность повысить штраф до 1 млн рублей.