Часть жизни компании — это увольнение сотрудников. И одни увольняются спокойно, а другие — рассказывают об этом где угодно. Обычно в негативном ключе и иногда с ложными фактами. Если сотрудник оставил негативный комментарий просто так — его можно удалить. А на бывшего сотрудника подать в суд.
Рассказываем, почему сотрудники оставляют негативные комментарии, как с этим бороться и стоит ли обращаться в суд.
Где сотрудники оставляют отзывы
В России есть несколько ресурсов с отзывами о работодателях: Правда сотрудников, Dreamjob, Хабр Карьера. На сайтах можно создавать карточки компаний и писать о них отзывы. В правилах ресурсов сказано, что сообщения не удаляются и не редактируются.
Правила сайта «Правда сотрудников»
Кроме сайтов сотрудники часто оставляют отзывы в социальных сетях Вконтакте, Одноклассники и др. Либо записывают короткие видео на YouTube или TikTok. Там отзывы тоже не удалят, если они не нарушат правила сообщества.
Почему сотрудники оставляют негативные отзывы
Бывший сотрудник может написать негативный отзыв по двум причинам:
-
он хочет выплеснуть эмоции после увольнения;
-
в компании реально есть проблемы.
Если сотрудник оставил отзыв на эмоциях, компании нужно спокойно на него ответить. Предложить какое-то решение проблемы. Но, скорее всего, человек не даст ответный комментарий. Ведь он не хотел решить проблему, он хотел просто выплеснуть эмоции.
Если негативный отзыв конструктивный, на него обязательно нужно ответить. Попросить человека подробнее описать ситуацию и выяснить больше информации. Если негатив обоснованный, извиниться и рассказать, как ситуация изменилась. Иногда можно выплатить моральную компенсацию.
Хороший ответ компании: рассказали, куда можно обратиться и пообещали помочь
Если в разговоре выяснилось, что человек неправ, нужно вежливо описать свое видение ситуации.
В обоих случаях главное — ответить на комментарии. Так потенциальные сотрудники будут видеть, что компания следит за кадрами и всегда готова прийти на помощь.
Важно!Работать с отзывами нужно всегда. В небольших компаниях отвечать на них может собственник или генеральный директор. А в больших — HR.
Что делать, если комментатор не хочет общаться
Можно написать модератору сайта и попросить удалить его негативные комментарии. В сообщении обязательно объясните, почему комментарий не соответствует действительности.
Мария Пожарова, юридический директор Legal Up : Если работник в своем отзыве разместил ложную, недостоверную, порочащую честь и репутацию работодателя информацию, с этим можно бороться. Есть два способа: досудебный и судебный. К досудебным относится претензионный порядок, и этот способ защиты подходит вам, если: У вас нет потребности наказать бывшего работника за распространение ложной информации. Добиться опровержения или взыскать компенсацию. Вам будет достаточно, если ложный отзыв просто удалят из сети. У вас нет достоверных доказательств, что именно этот работник разместил отзыв. То есть, вы понимаете по контексту, что отзыв оставил тот самый Василий Иванов, но объективных доказательств этому нет. Поэтому предъявить персональные претензии в этом случае не выйдет. Чтобы удалить отзыв без суда, нужно отправить мотивированную претензию площадке, где размещен отзыв. При этом часто площадки говорят, что размещают оценочную информацию и не несут ответственности за комментарии авторов. Но это не так. По закону интернет-СМИ и аналогичные интернет-площадки должны проверять на достоверность информацию, которую размещают на своих ресурсах. При недостоверности этой информации — удалять её. Поэтому для удаления отзыва можно направить претензию владельцу ресурса. И объяснить, почему её стоит удалить.
Когда модераторы рассмотрят отзыв, могут удалить его или оставить. Могут даже заблокировать пользователя. Но это на значит, что вы полностью избавитесь от негатива: человек может зарегистрироваться под другим именем или писать отзывы на других сайтах.
Также можно попросить у модераторов данные комментатора. Администратор сможет рассказать вам о комментаторе, только если в согласии на обработку персональных данных пользователь разрешил администратору передавать данные третьим лицам. В остальных случаях данные не раскроют без решения суда. Так сказано в ст. 7 закона о персональных данных.
Куда обращаться, если поток отзывов продолжается.В суд. В пп. 1, 9 ст. 152 ГК РФ сказано, что компания может потребовать опровергнуть размещенные отзывы и возместить убытки, которые понесла из-за них.
Иск нужно подавать на того человека, кто оставляет отзывы. Либо на человека, на которого зарегистрирован домен сервиса. Узнать его можно через сервис Whois. Также написать иск можно и без того, знаете вы распространителя комментария или нет. При этом предварительно обращаться к ответчику до подачи иска не нужно.
Мария Пожарова, юридический директор Legal Up : Если без суда отзыв удалить не получилось, остаётся ещё два варианта. Первый — направить в суд заявление об установлении юридического факта. Это нужно для того, чтобы признать информацию недостоверной. Ответчик в этом случае не привлекается. Мы просто фиксируем нотариально, что на конкретной странице есть недостоверная информация. Суд соглашается с этим или признает информацию верной. Затем вы можете вернуться на площадку и показать решение суда. И потребовать удалить недостоверную информацию. Второй — направить иск человеку, который написал отзыв. В иске вы можете просить признать информацию недостоверной, написать опровержение, удалить отзыв. Либо взыскать компенсацию. Если иск останется без рассмотрения, его можно направлять в суд.
Что нужно доказать при подаче иска
Что распространенные сведения недостоверны или порочат организацию. Сведения считаются недостоверными или порочащими, если бывший сотрудник пишет:
-
Что в компании нарушают законы или совершают нечестные поступки без нарушения законов. Например, недоплачивает зарплату.
-
Что компания ведёт себя неэтично. Например, набирает на работу только друзей.
-
Что компания ведёт бизнес недобросовестно. Например, специально задерживает бизнес-процессы.
Так сказано в постановлении Пленума ВС РФ о судебной практике по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Доказывать эти пункты в суде не нужно. Вам нужно сказать, что слова комментатора не соответствуют действительности. А он в ответ должен будет доказать обратное.
Стоит ли судиться с комментаторами
Вопрос спорный. Если вы принципиально хотите доказать правоту, то обращаться в суд можно. Если хотите взыскать с человека моральную компенсацию, вряд ли останетесь после этого в плюсе. Скорее всего, вы будете судиться полгода или год, а в итоге получите компенсацию 50–100 тыс. рублей.
Как перекрыть плохие отзывы
Если удалить плохие отзывы не получилось, а судиться не хотите — можно перекрыть негатив позитивными комментариями. Попросите работников написать отзыв о работе в компании. Например, когда человек пройдёт испытательный срок или получил повышение. В этом случае вероятность получить развернутый комментарий выше.
Главное — не заставляйте людей писать комментарии. Иначе они получатся однотипными и неискренними.
Коротко о главном
-
Если сотрудник оставил негативный отзыв на эмоциях, нужно предложить решение проблемы и ответить на комментарий. Если негативный отзыв конструктивный, нужно ответить на него и разобраться в ситуации.
-
Нужно отвечать на все негативные комментарии. Так потенциальные сотрудники будут видеть, что компания следит за работниками и всегда помогает им.
-
Если комментатор не отвечает на сообщения, можно попросить модераторов удалить его негативные комментарии. Либо обратиться в суд.
-
В суде нужно доказать, что кто-то распространил сведения о компании и что они недостоверны или порочат организацию.